Социальная политика

«Газпром нефть» инициирует позитивные социальные изменения в регионах деятельности, поддерживая местные сообщества и активистов, участвуя в системном социально-экономическом развитии регионов и предоставляя необходимые ресурсы и экспертизу.

Стратегические приоритеты и цели

Приоритеты:

  • инициировать системные позитивные изменения в регионах деятельности, раскрывая потенциал местных сообществ;
  • последовательно развивать партнерство с регионами, предоставляя необходимую экспертизу для устойчивого развития природной и социальной среды.

Компания для регионов:

  • партнер по внедрению решений и практик для устойчивого будущего, способствующая конкурентоспособности регионов;
  • эксперт по выбору приоритетов развития территорий, обеспечивающий соблюдение баланса интересов структур местного самоуправления и потребностей местного населения;
  • драйвер инновационных практик в части производственного и постиндустриального сектора экономики регионов;
  • провайдер долгосрочных изменений в регионе, инициируемых местными сообществами и имеющих стратегический характер.

Цели:

  • поддержка местных сообществ и инициатив через передачу компетенций и иное ресурсное содействие;
  • сотрудничество в развитии среды для жизни в регионах деятельности — инфраструктурные, экологические, социальные проекты;
  • партнерство с региональными и муниципальными органами власти для повышения качества жизни населения и устойчивого развития окружающей среды;
  • обеспечение конкурентоспособности регионов через целевое сопровождение талантов, этносов, молодежи;
  • информационное сопровождение позитивных социальных изменений в регионах деятельности.

Сохранение природного, этнического и культурного разнообразия, партнерство с сообществами для поддержки позитивных изменений, адресная работа с талантливой молодежью и популяризация лучших практик ответственности — основы коэволюции социальной, экологической и интеллектуальной среды регионов.

Программа социальных инвестиций «Родные города»

Программа системно совершенствует качество жизни в регионах деятельности Компании, поддерживая инициативы местных сообществ и развивая собственные проекты. Динамику позитивных изменений обеспечивает многоуровневая вовлеченность Компании в развитие регионов — от участия в подготовке стратегий развития до совместных тактических решений.

Налаженный диалог с местными сообществами позволяет выявлять и развивать инициативы, востребованные в регионах и способные стать драйверами их развития. Социокультурные, экологические, инфраструктурные проекты в регионах реализуются в интересах настоящих и перспективных стейкхолдеров, объединены общей логикой и взаимосвязаны.

В социальную деятельность вовлечены все основные дочерние общества «Газпром нефти».

Для уточнения целеполагания социальной политики Компании проводится комплексная пространственная и социологическая экспертиза, осуществляется мониторинг лучших мировых и национальных практик устойчивого развития.

Направления социального инвестирования:

  • комплексное преобразование городской среды и защита природного окружения;
  • создание благоприятных условий для культурных институций, гуманитарных инициатив и креативных индустрий Креативные или творческие индустрии — деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости путем капитализации интеллектуальной собственности. ;
  • поддержка талантов, популяризация науки и спорта в молодежной среде;
  • интеграция коренных малочисленных народов Севера в современный экономический ландшафт без потери культурного своеобразия.

Инструменты социального инвестирования:

  • собственные социальные проекты Компании;
  • соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с региональными и местными властями;
  • грантовые конкурсы и поддержка местных инициатив;
  • корпоративное волонтерство.

Оценка эффективности вклада в социальное развитие регионов:

  • маркетинговые и социологические опросы общественности и отдельных целевых аудиторий в регионах деятельности;
  • независимые исследования качества жизни в регионах деятельности;
  • анализ обратной связи в ходе проведения общественных слушаний, вовлечения местных жителей в обсуждения планируемых социальных инициатив;
  • мониторинг промежуточных и конечных контрольных показателей эффективности программы «Родные города» и отдельных проектов;
  • внешний аудит исследовательских агентств, а также представителей некоммерческих организаций и образовательных учреждений, имеющих успешный опыт и экспертизу реализации социальных проектов;
  • сбор и анализ обратной связи на медиаресурсах «Родных городов».
Прогресс по результатам 2020 года

В 2020 г. приоритетом программы социальных инвестиций стала помощь регионам по противодействию пандемии COVID-19. Компания реализовала комплекс мер по борьбе с пандемией, оказывая помощь сотрудникам и партнерам Компании, медикам и волонтерам в рамках корпоративной программы «Антивирус». Плановые проекты программы «Родные города» были уточнены с учетом изменившихся обстоятельств — переведены в онлайн-режим или перенесены.

  • Инвестиции Компании в системное развитие социальной инфраструктуры и регионов составили 6,4 млрд ₽. Снижение на 1,0 млрд ₽ по сравнению с предыдущим годом — следствие отмены масштабных офлайн-мероприятий и международных проектов.
  • Заключено 17 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
  • На грантовый конкурс подано 1 054 инициативы от шести регионов. Определение проектов-победителей перенесено на 2021 г.
  • В образовательные, грантовые, волонтерские проекты Компании было вовлечено более 37 тыс. социальных активистов и представителей креативных индустрий.
  • Свыше 2,5 тыс. талантливых школьников, студентов и молодых ученых раскрывали свой потенциал, делали исследования и проекты при поддержке Компании.
  • Продолжилась поддержка инициатив в области развития талантов — благодаря оперативной адаптации было реализовано шесть ключевых проектов.
Объем социальных инвестиций (млрд ₽)
6,4 млрд ₽
объем социальных инвестиций
17 соглашений
о сотрудничестве заключено с субъектами РФ
Планы на 2021 год
  • Провести исследование оценки социальных инвестиций в ключевых регионах деятельности «Газпром нефти» и актуализировать направления партнерства с региональными стейкхолдерами.
  • Укрепить экспертное позиционирование Компании в области корпоративной социальной ответственности, экологического просвещения и природоохранных инициатив, поддержки коренных малочисленных народов Севера.
  • Запустить цифровую платформу «Родные города» — медиаресурс и площадку взаимодействия лидеров позитивных социальных изменений в регионах деятельности.
  • Дать старт обновленной программе по работе с послами «Родных городов» — наиболее активными участниками и партнерами программы.
  • Реализовать мероприятия, закрепленные в соглашениях о социально-экономическом сотрудничестве с регионами. Провести не менее шести совещаний с органами региональной власти для рассмотрения результатов реализации соглашений и корректировки плана мероприятий.
  • Открыть аспирантуру на базе факультета математики и компьютерных наук Санкт-Петербургского государственного университета в продолжение развития всероссийского проекта поддержки одаренной молодежи «Математическая прогрессия».
  • Заключить не менее десяти соглашений о сотрудничестве с муниципальными образованиями в ключевых регионах деятельности.
  • Подвести итоги грантового конкурса 2020 г. и начать новый грантовый цикл, поддержав не менее 100 проектов.
  • Увеличить количество волонтерских акций с помощью новых форматов, направлений и партнеров, поддержав не менее 50 инициатив волонтеров «Газпром нефти».
  • Создать профессиональную команду омской школы единоборств «Шторм», которая даст ее воспитанникам возможность строить профессиональную карьеру в спорте.

Социальная повестка в условиях пандемии COVID-19

В условиях пандемии «Газпром нефть» обеспечила безопасность сотрудников, непрерывность производства и трансформировала систему благотворительной и социальной деятельности в регионах присутствия.

Антивирус Лого

Комплексная корпоративная программа «Антивирус» предусматривала безвозмездную материальную и ресурсную помощь медицинским и социальным учреждениям, волонтерским организациям. «Антивирус» активно действовал в Омской, Оренбургской, Томской, Тюменской, Ярославской областях, Ямало-Ненецком автономном округе и Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Санкт-Петербурге и других городах. Программа стартовала в марте 2020 г., пик ее реализации пришелся на апрель — июнь.

Акция «Газпром нефть — волонтерам»

Волонтеры доставляли продукты и лекарства пожилым и маломобильным людям, медицинским работникам и их семьям.

По инициативе «Газпром нефти» волонтерам всероссийской акции взаимопомощи #МыВместе выдано более 1,6 тыс. топливных карт для бесплатной заправки автомобилей. Добровольцы развозили продукты и лекарства пенсионерам, трудились в больницах, оказывали помощь инвалидам, малообеспеченным и просто одиноким людям.

Компания передала волонтерским организациям топливные карты для заправок в сети АЗС «Газпромнефть» в 47 регионах
«Газпром нефть» поддержала участников федеральной акции взаимопомощи #МыВместе, в 34 регионах обеспечив топливом добровольцев, которые в период пандемии доставляли продукты и лекарства пенсионерам, трудились в больницах, помогали одиноким и малообеспеченным людям

Акция «Газпром нефть — медикам»

Закупка средств защиты для медиков

На средства «Газпром нефти» было приобретено более 3 млн средств защиты; они были переданы врачам Омской, Оренбургской, Томской и Ярославской областей, ХМАО-Югры, ЯНАО, Москвы и Санкт-Петербурга.

Поставка медицинского оборудования и лекарств

Региональным больницам Санкт-Петербурга, Омска и Нового Уренгоя переданы швейцарские аппараты искусственной вентиляции легких, а также 15 видов медикаментов.

Заправка автомобилей врачей

«Газпром нефть» обеспечила заправку автомобилей врачей в Омской области и ЯНАО, а также медиков ГБУЗ «Городская клиническая больница № 40» (московской больницы в Коммунарке) и выездных бригад врачей — анестезиологов-реаниматологов.

Техобслуживание машин скорой помощи

На станциях техобслуживания G-Energy Service выполнена бесплатная замена масел для 1 тыс. машин скорой помощи из 29 регионов России и из Республики Казахстан.

Производство антисептиков

«Газпром нефть» произвела бесплатно поставила в больницы 200 т дезинфицирующих средств собственного производства.

Кофе в подарок

В ходе акции на АЗС «Газпромнефть» более 370 тыс. чашек кофе поддержали силы врачей и сотрудников экстренных служб.

Программа «Антивирус» «Газпром нефти» охватила более половины регионов России. В самый трудный период начала пандемии мы оперативно создали систему бесплатных поставок в региональные больницы средств защиты, меди­каментов, медицинского оборудования и антисептиков. В результате мы не только минимизировали риск заражения для более чем 75 тыс. сотрудников и партнеров Компании, но и в самый трудный момент поддерживали врачей — главных героев битвы с пандемией. Благодаря их профессионализму и самоотверженности ситуация с распространением вируса COVID-19 постепенно стабилизируется, и мы поэтапно возвращаемся к привычному ритму жизни.
АЛЕКСАНДР ДЫБАЛЬ член Правления, Заместитель Генерального директора по корпоративным коммуникациям ПАО «Газпром нефть»

Благотворительность сотрудников «Газпром нефти»

Лого сотрудников

Топ-менеджмент «Газпром нефти», руководители дочерних обществ и другие сотрудники Компании приняли личное участие в благотворительной акции и передали средства на помощь врачам и пациентам детских онкологических больниц, которые в период пандемии оказались в особо уязвимом положении. В Санкт-Петербург, Омск, Тюмень, Томск и Нижневартовск поступило более 644 тыс. масок, респираторов, защитных костюмов и экранов, очков и антисептиков. Участники программы «Родные города» закупили защитные средства и медицинское оборудование и за свой счет доставили в медицинские учреждения, которым требовалась помощь. В акции приняли участие 40 руководителей «Газпром нефти».

40 топ-менеджеров
Компании передали личные средства
644 +
тыс. средств защиты доставлено в медицинские учреждения

Мотивационная кампания #НАВАХТЕ

Мотивационная кампания #НАВАХТЕ

В период первой волны пандемии в «Газпром нефти» стартовала кампания в поддержку сотрудников непрерывных производств. Именно им «Спасибо, что #НАВАХТЕ» сказали более 400 сотрудников Компании из разных регионов и стран.

К тем, кто самоотверженно трудился на предприятиях добычи и переработки, обратились десятки известных медийных персон — звезды спорта, артисты кино, музыканты и научные лидеры. Особое место заняли видеоблагодарности послов и волонтеров программы «Родные города».

1,5 млн
просмотров роликов
15 регионов,
32 предприятия-участника

Социальные проекты «Газпром нефти»

В 2020 г. большинство долгосрочных социальных проектов Компании было оперативно переформатировано и переведено в онлайн без потери качества и содержания. Главные силы были перенаправлены на борьбу с пандемией COVID-19.

«Математическая прогрессия»

Программа комплексной поддержки математически одаренной молодежи осуществляется Компанией в партнерстве с математической лабораторией им. П. Л. Чебышева Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ). Способные школьники со всей страны получают возможность учиться в университете, лучшим студентам предоставляются именные стипендии, молодым ученым — гранты и стажировки, а научным коллективам — финансирование исследований. Компания вносит вклад в формирование научной преемственности, без которой невозможна фундаментальная наука и наследующие ей производственные инновации.

В 2020 г. 103 именные стипендии получили лауреаты программы (99 студентов и четверо ученых).

«Мастера»

Проект по поддержке и изучению креативных индустрий включает проведение серии исследований, форумов, обучающих интенсивов и образовательную онлайн-платформу «Мастера».

2020 г. ознаменовали четыре дистанционных кэмпа «Мастеров» и запуск специального проекта #SupportLocal, рассказывающего об инициативах местного бизнеса. Проведено исследование креативной среды городов Сибири «Чем живут креативные предприниматели». Это первый системный анализ состояния и потенциала творческих индустрий в регионах деятельности Компании.

«Умножая таланты»

Интеллектуальный турнир для старшеклассников проводится с 2015 г. и строится исключительно на реальных кейсах. Конкурсанты решают адаптированные для турнира производственные задачи по нефтегазовой тематике. В 2020 г. в финале турнира, который состоялся на площадке образовательного центра «Сириус» в Сочи, 71 школьник из регионов деятельности «Газпром нефти» соревновался в решении задач по цифровизации нефтегазовой отрасли.

2,5 тыс. участников зарегистрировались на следующий турнир, запланированный в 2021 г.

Школа единоборств «Шторм» Александра Шлеменко

Школа единоборств, которую при поддержке Компании основал в Омске один из самых успешных российских спортсменов по смешанным единоборствам Александр Шлеменко, отметила пятилетие. При школе уже созданы общедоступные уличные тренировочные площадки. В 2020 г. принято решение о создании на базе школы профессиональной команды «Шторм». Таким образом, Компания способствует развитию спортивных центров в регионах, популяризирующих массовый спорт и одновременно открывающих возможности для развития спортивной карьеры.

«Нарвал»

Научно-исследовательский проект «Газпром нефти» направлен на изучение и создание программы по защите «морских единорогов», занесенных в Красный список Международного союза охраны природы и природных ресурсов (IUCN) и Красную книгу России. В 2020 г. в связи с пандемией фокус проекта сместился в сторону популяризации и просвещения. Были систематизированы итоги первой научной экспедиции. Презентация первых профессиональных фотографий нарвала в российской Арктике привлекла большое внимание к проекту в медиа, на фестивале «Первозданная Россия», форуме «Арктика. Настоящее и будущее». Вторая исследовательская экспедиция проекта состоится летом 2021 г.

«Дух огня»

Поддерживаемый «Газпром нефтью» Международный фестиваль кинематографических дебютов проходит в Ханты-Мансийске более 15 лет и стал частью культурного ландшафта региона. Участники фестиваля приезжают со всей России и из-за рубежа. В 2020 г. президент и идейный вдохновитель фестиваля, кинорежиссер Сергей Соловьев снова пригласил в столицу ХМАО-Югры плеяду известных российских киноактеров.

Волонтерское движение

Корпоративное волонтерство — неотъемлемый элемент корпоративной культуры «Газпром нефти» и значимая часть ее социальных инвестиций уже более десяти лет. С 2008 г. в более чем 2 тыс. волонтерских акций приняли участие почти 6 тыс. сотрудников. Добровольческие инициативы охватывают 36 городов и населенных пунктов.

В связи с пандемией COVID-19 большая часть волонтерских проектов была временно приостановлена. При этом Компания поддержала участников всероссийского волонтерского движения #МыВместе, которые оказывали поддержку в борьбе с пандемией. Личный автотранспорт добровольцев, на котором они развозили нуждающимся продукты и лекарства, бесплатно заправляли на АЗС «Газпромнефти».

В 2020 г. было организовано несколько совместных активностей с центром «Антон тут рядом» в Санкт-Петербурге.

Корпоративное волонтерство в цифрах

Грантовый конкурс

Ключевой инструмент поддержки инициатив местных жителей и сообществ, бюджетных учреждений и НКО в регионах за семь лет сделал возможной реализацию почти 620 проектов. Миссия конкурса — дать лидерам на местах необходимые инструменты для воплощения идей, направленных на позитивные социальные преобразования.

В 2020 г. на конкурс было подано 1 054 инициативы. В связи с пандемией определение победителей состоится в 2021 г. В период самоизоляции подготовлена серия из семи обучающих видеороликов по социальному проектированию. Состоялись девять обучающих семинаров и 24 установочные встречи в молодежных центрах и вузах.

Социально-экономические соглашения с регионами

Компания вносит существенный вклад в развитие регионов как социальный инвестор, инициатор и участник природоохранных инициатив. Заключая социально-экономические соглашения с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, «Газпром нефть» развивает инфраструктуру, улучшающую качество жизни в регионах.

17 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве подписано с субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

С региональными правительствами:

  • соглашение о сотрудничестве с Оренбургской областью в 2020–2022 гг.;
  • соглашение о сотрудничестве с ЯНАО в 2021–2025 гг.

С администрациями муниципальных образований:

  • ЯНАО: Красноселькупский, Ямальский районы;
  • ХМАО-Югра: Октябрьский, Нижневартовский, Сургутский, Ханты-Мансийский, Кондинский районы;
  • Омская область: Тарский район;
  • Тюменская область: Уватский район;
  • Томская область: Каргасокский, Парабельский районы;
  • Оренбургская область: г. Оренбург, Новосергиевский, Оренбургский, Переволоцкий районы.

Социальные инвестиции «Газпром нефти» в рамках социально-экономических соглашений в 2020 г. составили 1,59 млрд ₽.

«Газпром нефть» разрабатывает эффективные решения для транспортной инфраструктуры, которые позволяют строить качественные и долговечные дороги. В рамках соглашений с региональными правительствами Компания поставляет инновационные битумные материалы, которые создаются для каждой территории с учетом ее климатических условий.

В 2020 г. к программе присоединились десять новых регионов с географией от Волги (Астраханская область) до Лены (Республика Саха (Якутия)).

Поддержка коренных малочисленных народов Севера

Важный элемент социальной политики Компании — взаимодействие с коренными малочисленными народами Севера На территориях проживания КМНС ведут деятельность дочерние общества АО «Газпромнефть-ННГ», ООО «Газпромнефть — Ямал», ООО «Газпромнефть-Хантос», ООО «ГПН-Развитие», ООО «Газпромнефть — Заполярье», АО «Мессояханефтегаз» (СП), ООО «Технологический центр «Бажен», ООО «Газпромнефть-Пальян». . Действуя на территориях их проживания, «Газпром нефть» в соответствии с рекомендациями ООН обеспечивает малым этносам равенство доступа к современным возможностям и одновременно мотивирует сохранять национальные особенности. Производственная деятельность ведется с учетом исторически сложившегося образа жизни коренных народов и актуальных природоохранных задач.

Социальные проекты «Газпром нефти» за рубежом

В странах, где «Газпром нефть» выступает крупным иностранным инвестором, Компания реализует специальные социальные политики. Участие Компании способствует развитию инфраструктуры, образования, медицины, культуры, искусства и спорта.

Сербия

Работа над развитием местных сообществ лежит в основе программы социальной ответственности NIS. Проекты по развитию местных сообществ объединены в программу «Сообществу сообща». Компания осуществляет инвестиции в строительство детских парков и площадок, ремонт детских садов и школ, оборудование роддомов и больниц, развитие образования, культуры, искусства и спорта.

Ирак

Социальные и экологические проекты «Газпром нефти» в Ираке реализуются в тесном взаимодействии с местными властями. При формировании приоритетных проектов проводятся консультации с анджуманами (главами) деревень, мэрами городов, губернаторами провинций, представителями профильных министерств.

Основная форма взаимодействия с органами государственной власти по социально-экономическим и экологическим вопросам — государственно-частное партнерство.